Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
1) Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
2) Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
3) Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
4) Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
5) Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
6) Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
1) Утомленный, сонный вид
2) Санитарно-гигиеническая запущенность
3) Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
4) Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
5) Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
6) Боязнь идти домой
7) Жестокое обращении с животными
8) Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
1) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
2) не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
3) отрицательно влияют на их поведение
4) жестоко обращаются с детьми
5) страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
6) создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия